Когда на экраны страны в августе 1973 г. вышел многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны», то каждый вечер все советские люди по вечерам ждали продолжения событий. Сидя перед экранами, переживали за главного героя Максима Максимовича Исаева и за его помощницу – пианистку Кэт.
Переживали и завидовали проницательности главного героя. Под немецкой фамилией Штирлиц скрывал свое имя - полковник советской разведки Исаев. Он находился в логове врага и там, будучи штандартенфюрером СС (полковником) разведки враждующей страны, жил и боролся с врагом своими методами.
У мальчишек и молодых людей образ Исаева-Штирлица вызывал восхищение, ему старались подражать и внешне, и своими поступками и действиями. Те дети еще не знали, что такое компьютер или автомобильное детское кресло, но уже знали, что такое Родина и патриотизм.
Песня, звучавшая в фильме, тоже заставляла переосмысливать по-новому каждое мгновение жизни, каждый свой шаг. Хотелось быть таким же смелым и сильным. Хотелось, как Штирлиц, смело смотреть в глаза противнику и переигрывать его в действиях и мыслях. Штирлиц мог долго и упорно смотреть на врага или друга и при этом в его взгляде рождались то теплота, то презрение, то грусть, то любовь. Тогда и появилась, а потом окрепла мысль посвятить себя не просто защите отечества. Именно так, как Штирлиц, быть там, далеко от Родины и защищать ее от потенциального врага.
В тот же год во многих высших учебных заведениях спецслужбы стали присматривать для себя подходящих молодых людей. Нужны были специалисты разных отраслей знаний: филологи, экономисты, инженеры, физики и математики. Нужны были те, кто смог бы глубоко и досконально как специалист в своем направлении деятельности разобраться в конкретном вопросе.
Поиск и вербовка шли в разных направлениях. Так отделы, заинтересованные только в вопросах государственной безопасности, подыскивали будущих работников путем привлечения их к работе в виде сбора данных и последующей отчетности о том, что видели, что слышали. В последующем из информаторов формировали определенный контингент, который поступал на курсы, где происходило параллельное обучение. По окончании вуза студенты получали и еще один диплом, который они не хранили дома. Они шли работать либо в саму организацию, давшую им второе негласное образование, либо по распределению в базовом институте, продолжая тайную деятельность и дальше.
Отделы, заинтересованные в работниках для работы вне государства, искали для себя кадры иначе. Здесь нужны не просто преданные люди, они должны обладать еще и другими способностями. Прежде всего, их подбирали из студентов, которые участвовали в научной работе в своих институтах – ведь активная разведка сопоставима с постановкой активного эксперимента.
Нужны молодые люди, которые легко могут освоить еще пару языков. Для этого под видом повышения квалификации в разных студиях и обществах знаний организовывались постоянные семинары. Нужно было отобрать активных студентов. Причем студент должен быть предан своей стране, правильно понимать политику страны, а самое главное и партии.
Подбирая будущих специалистов для работы за рубежом, оценивали и внешность, и артистичность кандидата, многие суперспециалисты будущего еще не понимали, почему их изучают со стороны, подглядывают за ними. На этих молодых людей собирали досье, привлекая к работе студентов, набранных для нужд госбезопасности. Те докладывали о действиях вторых. Эти действия анализировались руководством отделов обоих направлений. Если деятельность наблюдаемых шла вразрез с интересами государства, их вызывали и беседовали. Тех, кто понимали, какие рамки следует соблюдать, отпускали, но потом находили способ, чтобы снова вызвать и начать работу по подготовке к иной деятельности.
Тех же, кто не понимал методов убеждения, пытались вразумить. Ведь это была основная прослойка талантливых людей, способных дальше двигать науку, искусство, развивать промышленность. Самые невменяемые становились диссидентами, они были обижены на всех и вся.
Тех же, кто оставался в рамках разума, тоже сортировали. Эти молодые люди сдавали тесты по многим предметам, которые не могли представить даже их сокурсники.
По окончании вузов некоторые шли работать в головную организацию, другие чаще шли учиться в аспирантуру. Но связь с головной организацией, заинтересованной в особых способностях молодого человека, поддерживалась.
Со временем острота ощущений для многих от песни «Не думай о секундах свысока» притуплялась, а для определенной категории юношей и девушек оставалась значимой на всю жизнь. Ведь в двадцать лет интересно посмотреть мир, побывать в разных, порой и экзотических странах. Смотреть на другое окружение и искать там далеко то, что интересует не только самого молодого человека, но тех, кто направил, чтобы увидать это там.
Особая страсть побывать в разных городах и ситуациях, пройти интересными маршрутами, увидать процесс изнутри и понять суть происходящего далеко от своей Родины свойственна молодым людям со здоровым авантюризмом. Приятно понимать, что за спиной большая и сильная страна, что все действия оправданы интересами своей страны.
«…мгновенья раздают: кому позор, кому бесславие, а кому бессмертие…» эта фраза заставляла, находясь вдалеке, иначе воспринимать увиденное и услышанное. Изобилие, которого не было у себя на Родине, воспринималось без особого восторга. Просто понималось, что на богатую страну потенциального противника работают десятки, а может и сотни стран с неразвитой экономикой. Что богатые страны периодически трясут кризисы, что жители этих стран совершенно на приспособлены к резким изменениям в своем положении. Особой зависти к изобилию не было, была некоторая досада, что там, на Родине, что-то не додумано.
«…и ты порой почти полжизни ждешь, когда оно придет твое мгновение…». Для кого-то мгновение пришло. Она стало секундным подвигом и вечной памятью сослуживцев. Чье-то мгновение растянулось на годы и осталось памятью и грустью.
«…а вобщем, надо просто помнить долг. От первого мгновенья до последнего…». Этот долг надо помнить всегда и жить с этим чувством. Каждый день, и на работе, и дома, сидя на мягком и удобном, как детские автокресла chicco, диване, нужно помнить о своей великой истории. Нужно быть благодарным той стране, которой не стало. И, родившись и выросши именно в той стране, быть благодарным тому, что было. Быть счастливым и сегодня, но уже от других ценностей, других событий и просто от другой новой жизни.