С момента постройки в самом начале века на втором этаже дома купцов Елисеевых на Невском проспекте в Санкт-Петербурге был театральный зал, ставший постоянным пристанищем одного из лучших петербургских театров. В 1929 году этот зал получил статус театра с названием Театр комедии. А история его славы и популярности началась в 1935 году, с приходом к его руководству Николая Акимова, уже известного в то время режиссера по спектаклям, поставленным на ведущих театральных площадках страны.
Для театра это стало днем второго рождения и уже через короткое время началось его триумфальное шествие через годы, полное свершений, неудач, побед и периодов осмысления сделанного.
Художник просто не имевший равных, Акимов не боялся экспериментов. Он сформировал новую труппу: выгнал из театра ведущую артистку Грановскую, отказался от услуг теа-джаза Леонида Утесова, вместо этого приводит молодых актёров, членов театральной студии «Эксперимент» (которой сам, вплоть до закрытия в 1934 и руководил). Александр Бениаминов, Лидия Сухаревская, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Борис Тенин, Елена Юнгер, Татьяна Чокой — плеяда великолепных артистов стала не только лицом Театра Комедии, но и гордостью всего театрального Ленинграда.
В это же время складывается творческий союз с драматургом Евгением Шварцем: пьесы «Тень» и «Дракон», входящие в сокровищницу мировой драматургии, написаны специально для акимовского театра. Сотрудничество с Михаилом Лозинским, переводчиком и поэтом, открывают пьесы зарубежных классиков: на сцене появляются спектакли в превосходных, точных переводах — «Собака на сене» и «Валенсианская вдова» Лопе де Веги, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Школа злословия» Шеридана…
Слово «Комедия» в этот период в названии театра, стало писаться с заглавной буквы — акимовская «Ка» и сейчас на фасаде театра.
[править]Война
В первый год Великой Отечественной войны театр Комедии оставался открытым — он давал свои спектакли в помещении Большого Драматического театра — единственного, в котором имелись бомбоубежища. Там же и поселились труппа театра с семьями, руководство, сам Николай Павлович. 30 артистов ушли на фронт… Только в декабре 1941 Акимов смог получить разрешение на эвакуацию. На Кавказе, в годы войны театр выпустил 16 премьер.
[править]1949—1956
В 1949 году за «формализм в искусстве» и «западничество» Акимов был отстранен от руководства театром. С шоком, который пережил театр, справились не сразу: посещаемость театра упала почти до нуля, театр снова оказался на грани закрытия.
[править]Акимов в 1956—1968
Долгожданное возвращение режиссёра состоялось в 1956-ом и ознаменовалось постановкой «Обыкновенного чуда» Е. Шварца. Вместе с Акимовым в театре появилась молодежь — новые «акимовцы» — Вера Карпова, Инна Ульянова, Валерий Никитенко, Борис Улитин, Лев Милиндер, Светлана Карпинская, Ольга Антонова и другие — они надолго закрепили славу театра на просторах Петербурга и России.
На гастролях 1968 года в Москве великий режиссёр умер. Труппа осиротела…
[править]После Акимова
За два года — с 1968 по 1970 в театре сменилось несколько руководителей — труппа так и не могла смириться с потерей.
В 1970 труппу возглавил Вадим Голиков. Самые заметные работы режиссера: «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. Достоевскому, «Сослуживцы» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «Тележка с яблоками» Б. Шоу.
В 1970-ом театр получил звание «академический».
С 1977 по 1981 год художественное руководство театром Комедии осуществлял Петр Наумович Фоменко, оставив большой след в истории театра, запомнившись замечательными постановками: «Этот милый старый дом» А. Арбузова, «Старый Новый год» М. Рощина, «Теркин-Теркин» по А. Твардовскому.
С 1981 года, после ухода Фоменко, его место занял Юрий Аксенов. При нем в труппу приняты блестящие комедийные артисты, любимцы всей России — Михаил Светин, Игорь Дмитриев, Александр Демьяненко, Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич.
В 1989 году театру присвоено название «Ленинградский академический Театр Комедии им. Н. П. Акимова»
В 1991—1995 гг. художественным руководителем театра был известный кинорежиссёр Дмитрий Астрахан.
[править]Настоящее
В 1995 году театр возглавила Татьяна Сергеевна Казакова. От прежнего театра, акимовского, с известностью и славой на всю Россию, осталось немногое: может быть, только несколько артистов ещё акимовской труппы — они же хранители традиций — и сейчас составляют цвет труппы. Но жизнь продолжается: в репертуаре новые названия — разнообразие подхода к жанру «высокой комедии» (как говорил, Николай Павлович) лежит в основе политики театра, формируется новая, насыщенная яркими индивидуальностями труппа.
Летом 2008 года помещения Театра комедии закрыли на капитальный ремонт, первый за более чем шестьдесят лет. В ходе «выборочного капитального ремонта большого зала с элементами реставрации», выполненного по проекту НИИ «Спецпроектреставрация», сцена была существенно расширена и преобразована. Уровень пола в зрительном зале был поднят для улучшения видимости, заменены зрительские кресла. После ремонта театр открыли 21 марта 2009 года легендарным спектаклем «Тень» по пьесе Евгения Шварца.